БЛОГИспанские юристы отвечают

183 дня в Испании. Подоходный налог для иностранцев. Толкование и применение закона о налогообложении.

Когда мы обсуждаем с клиентами налоговые вопросы, цифра 183 повторяется значительно чаще, чем другие. На нее ссылаются клиенты в своих запросах, к ней апеллируют налоговые органы Испании, с которыми мы ведем диалог, защищая интересы тех, кто обратился к нам за консультацией. Поэтому сегодня мы поговорим об этой неоднозначной  цифре в ракурсе испанского налогового законодательства.

Наших заказчиков (обычно это иностранные граждане, владеющие недвижимостью в Испании) часто беспокоит, и вполне оправдано, мысль о том, что в определенный момент испанская налоговая служба может заставить их платить ВСЕ налоги в Испании. Это, действительно, наихудший сценарий. Ведь если налоговые органы Испании сочтут, что иностранный гражданин является налогоплательщиком Испании, ему придется заплатить налоги (с соответствующим штрафом и процентами) за весь доход, полученный как в Испании, так и за ее пределами, за последние четыре года, ввиду его пребывания в стране более 183 дней в течение календарного года.

В этой статье я расскажу о положениях испанского закона, которые применяются в данном случае и предложу формулы, позволяющие избежать столь нежелательной ситуации, а если она уже произошла, оказаться в благоприятной позиции в судебном споре с испанскими налоговыми органами.

Закон, регулирующий все испанские налоги в целом, называется Общим законом о налогообложении (Закон 58/2003), а в интересующем нас контексте следует обратиться к предписаниям, содержащимся в разделах 1, 2 и 4 статьи 48.

В вышеупомянутом предписании закон определяет место жительства лица (физического или юридического, а также компании) в рамках его отношений с налоговой администрацией как «налоговый адрес».

В случае юридических лиц, определение «налогового адреса» относится к штаб-квартире компании, хотя и при условии, «что по данному адресу фактически осуществляется административное управление деятельностью». Если такую локацию определить невозможно, то используется критерий определения места по местонахождению имущества наибольшей стоимости.

В практическом выражении и, что самое важное, с точки зрения испанских налоговых инспекторов, адрес юридических лиц не представляет особой проблемы для клиентов. Большинство инвесторов-нерезидентов Испании сохраняют свои компании, налоговый адрес, административный менеджмент и недвижимость в своей стране происхождения.

Гораздо более проблематичным является определение налогового адреса для физических лиц. Общий закон о налогообложении, с неприкрытым намерением взыскивать средства любой ценой, не удовлетворяется четким и объективным критерием, а скорее направлен на охват всех возможностей, чтобы даже в самых сомнительных случаях рассматривать иностранцев, не проживающих в Испании, в качестве налоговых резидентов этой страны.

В общем законе о налогообложении (статья 48.2, литера «а») говорится, что налоговым адресом физических лиц является место их обычного проживания. Однако испанское законодательство не удовлетворяется объективным критерием (обычного места жительства), а уполномочивает испанские налоговые органы рассматривать место, где осуществляется финансовая деятельность иностранца в качестве налогового адреса: «Налоговая администрация может рассматривать в качестве налогового адреса место, где фактически осуществляется административное управление и руководство осуществляемой деятельностью».

Как мы увидим ниже, это не единственный случай, когда составитель закона использует термин «может». Отметим пока, что в Законе используется механизм, позволяющий налоговой службе Испании рассматривать обстоятельство как фактическое, лишь на основании признака или косвенного указания, без исчерпывающей уверенности в нем («может рассмотреть»).

Кроме этого, в 4-ом разделе той же 48-ой статьи вновь указывается, что каждая администрация может проверять и корректировать налоговый адрес, заявленный налогоплательщиками в отношении налогов, оплата которых входит в их обязанности. Второй раз используется слово «может».

Возвращаясь к термину «место обычного проживания», закон о подоходном налоге для нерезидентов (Королевский декрет 5/2004 от 5 марта) предусматривает в статье 6, что проживание на территории Испании определяется в соответствии с положениями Статьи 9 Закона о подоходном налоге физических лиц. Это вышеупомянутая статья 9 должна быть очень тщательно изучена.

Дословно статья 9 Закона 35/2006 о подоходном налоге физических лиц гласит:

«Подразумевается, что налогоплательщик имеет в качестве места обычного проживания Испанию, при наличии любого из следующих обстоятельств:

А) что он находится более 183 дней в течение календарного года на территории Испании.

B) что прямо или косвенно основной источник, база его деятельности или финансовых интересов находятся в Испании».

Хотя это стандартный эквивалент подобных законов всех стран; тем не менее, уже в третий раз, данный закон предоставляет испанским налоговым органам инструмент для весьма широкой интерпретации, за счет добавления в пункте «б»: «предполагается, если не доказано обратное, что обычным местом жительства налогоплательщика является территории Испании, в случае, если, в соответствии с вышеуказанными критериями, супруг, состоящий с ним/ней в законном браке, и его/ее несовершеннолетние и зависимые от него/нее дети, обычно проживают в Испании».

Любому становится понятно, что возможностей для классификации иностранца как налогового резидента Испании, у испанских налоговых органов предостаточно.

Так налоговые органы Испании могут считать иностранного гражданина испанским налоговым резидентом, в том числе, но не исключительно если:

а) он находится в Испании 183 дня.

б) можно считать, что в Испании находится централизованное административное управление и ведение его финансовой деятельности.

в) даже если он не проживает в Испании 183 дня и не занимается в Испании своей основной деятельностью, его/ее супруг или дети-иждивенцы находятся в Испании более 183 дней.

С юридической точки зрения можно сделать вывод о том, что испанское законодательство предоставляет налоговым органам множество различных формул и пытается минимизировать возможности защиты для иностранцев-нерезидентов Испании.

Тем не менее, большинство людей, даже юристы, специализирующиеся на налоговом консалтинге, совершенно не замечают эти два слова, с которых начинается вышеупомянутая статья 9: «Подразумевается (Se entenderá)».

«Может», «подразумевается» или «считается» – это термины, маскирующие правовой механизм, который на юридическом языке называется «презумпция». В правовой сфере презумпция – это юридическая фикция, посредством которой создается автоматический правовой механизм, интерпретирующий определенный факт или определенное событие как доказанное, просто потому, что для этого существовали предпосылки.

Наших клиентов особо беспокоит ситуация, когда их пребывание в Испании сроком свыше 183 дней в течение календарного года, а также их супругов или детей, может привести к тому, что испанское налоговое агентство классифицирует их в качестве налоговых резидентов Испании и, следовательно, обяжет платить налоги со всех своих доходов именно в этой стране.

Тем не менее, подобной ситуации все же можно избежать. Юридические формулы, такие как «может», «подразумевается» или «предполагается», являются терминами, которые составляют «правовую презумпцию». Это логическая операция, с помощью которой признается доказанным неизвестный факт или факт, в отношении которого отсутствуют доказательства (налоговый адрес иностранца) посредством факта, не вызывающего никаких сомнений (нахождение в Испании более 183 дней).

При этом, большинство сотрудников налоговой системы не знают, что данный механизм не может быть использован, когда есть доказательства обратного. Возвращаясь к нашему примеру – налоговые органы Испании не смогут классифицировать налоговое резидентство как испанское, если иностранный гражданин может доказать свой статус налогового резидента в другой стране.

На практике даже постоянное пребывание в Испании более 183 дней (самого клиента или его жены и детей) не обязательно означает, что иностранный гражданин автоматически становится налоговым резидентом Испании. Доказательства обратного всегда принимаются, если они предоставлены иностранным гражданином.

В нашем бюро в течение многих лет мы предоставляем консультации и помогаем клиентам, которые рано или поздно сталкиваются с этой проблемой. Читателю этой статьи я рекомендую обязательно связаться с профессиональным консультантом по вопросам налогообложения в Испании. Если один из указанных мной случаев относится к Вам, или Вам кажется, что подобное может произойти с Вами в будущем, то лучшее, что Вы можете сделать по прочтении этой статьи – это безотлагательно заручиться содействием хорошего специалиста и предпринять определенные шаги, причем и то и другое – очень срочно.

Подводя итог, могу сказать, что страшен не сам закон, а его толкование и применение. Существуют механизмы защиты, и иностранный гражданин не должен сомневаться относительно возможностей их использования. Другими словами: «Молись, но не переставай грести к берегу».

Хосе Антонио Сарриа Родригес

Aloha Gardens Law Firm

Related posts

Нужно ли нерезидентам платить налог в Испании?

mimarbella

Безобидный документ или налоговая ловушка? Запрос номера NIE (идентификационного номера иностранца) и возможные налоговые последствия

mimarbella

Завещание в Испании для россиян

mimarbella

Оставить комментарий

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Read More